Праздник - что это? Вслушаемся в звучание этого всем известного слова ... праз-дни-к Праз - через. Дни - день. Получается: через день. Значит наши предки, обозначив этот день таким названием, позиционировали его, как происходящее через день событие. За этим следует естественный вывод.
Значит они трудились через день. День труда, день отдыха ... С днем труда понятно. Трудиться - обеспечивать себя и потомство едой.
А день отдыха для чего? День отдыха отводился для анализа, осознания, оценки содеяного, поиска лучих алгоритмов труда. Значит свободный труд, на себя, не был изнуряющим и совсем не в тягость. В дальнейшем, когда стала процветать эксплуатация человека человеком, когда появился класс бездельников, не желающих трудиться вовсе, день отдыху стали отводить все реже. Позже появился прямо скажем нехороший обычай: отбирать часть произведенных продуктов у тех, кто их производил. Дальше - больше. Спустя определенное время власть имущие стали присваивать уже все произведенные продукты. Пришло рабство. С появлением рабства, день отдыха отменили вовсе.
Восстановили его значительно позже, в связи появлением первых религий, упорядочивших процесс эксплуатации. Тогда-то и появилось понятие - неделя (неделимая пора труда). Религиозные деятели установили вновь дни отдыха - два в семь дней.
Но наполнили их совсем другим смыслом, предполагая, что в эти дни трудящиеся будут укрепляться в вере. Первый день отдыха так и назвали - "сам с богом" - современная "суббота" (измененное многократным заимствованием иноязычными народами, не утруждавшими себя переводом понятия на свой язык), день общения с богом.
День проводился в молитвах ко всевышнему, по замыслу жрецов укреплял веру трудящегося (хотя, по сути являлся днем осознания, анализ содеянного, опыта полученного за неделю).
Второй день - воскресение (дословно - вставание из сидячего положения, положения отдыха, позы осознания). Современные йоги, кстати, медитируют именно в этой позе. Видите, как морфологический анализ позволяет реконструировать обычаи, обозначенные словом? Вообще отношение к празднику свидетельствует о степени порабощения правящим классом других людей. Современное отношение к празднику, как событию, происходящему достаточно редко, свидетельствует о весьма высокой степени эксплуатации. Первые праздники, в современном их понимании, устраивали рабовладельцы для рабов, в качестве подарка, в дни своих торжеств, для усиления что ли гордости за себя, повышения самооценки и наверное отчасти для усмирения приступов собственной совести. Кстати, можете сами провести аналогию ...
|